Путешествие в прошлое. В 1995 год. Два дортмундца празднуют исторический чемпионский титул с дортмундской «Боруссией». Первый спустя 32 года. И они навсегда остались верны чёрно-жёлтым цветам: Михаэль Цорк и Ларс Риккен.
29 июня 1963 года, когда дортмундская «Боруссия» выиграла финал чемпионата Германии у «Кёльна» со счётом 3-1, Михаэлю Цорку тогда исполнился почти год. Он возглавил следующий чёрно-жёлтый победный чемпионат в качестве капитана спустя 32 года и стал лучшим бомбардиром команды в Бундеслиге с 15-ю мячами.
Когда 23 июня 1976 года «Боруссия» выиграла второй матч у «Нюрнберга» за право выхода в первую Бундеслигу, Ларс Риккен ещё не родился. Он появится на свет 17 дней спустя. Из состава 1994-95 годов он был одним из самых молодых (вторым после Ибрагима Танко), и автор последнего гола команды.
Оба в детстве и юности играли за клуб TuS Eving-Lindenhorst, оба провели всю профессиональную карьеру в одном клубе. Никто за всю свою карьеру не сыграл больше 571 игры за «Боруссию», сколько сыграл Михаэль Цорк. Ларс Риккен выходил на поле 407 раз. Цорк был капитаном команд-чемпионов 1995 и 1996 годов, а Риккен автор «гола столетия» в финальном матче Лиги Чемпионов 1997 года против «Ювентуса».
Вместе они с «Боруссией» уже 72 года. Михаэль Цорк отвечает за профессиональную деятельность клуба с 1998 года, а Риккен за подрастающее поколение с 2008 года.
У Вас ещё остались воспоминания о днях перед финалом большого сезона?
Риккен: «Эйфория в городе была огромной, потому что каждый считал, что «Бавария» может победить Бремен, по крайней мере, одно очко может отобрать».
Цорк: «Бавария» проводила не такой сильный сезон. «Вердер» был нашим противником. Я до сих пор хорошо помню 33-й тур. К тому времени мы были почти безнадёжны. В перерыве хлопали пробки от шампанского в Бремене, поскольку в Дуйсбурге мы лежали на обеих лопатках».
Риккен: «Они, практически, уже были чемпионами Германии, потому что они вели против «Карлсруэ».
Цорк: «Но мы, всё-таки, перевернули игру. Штефан Ройтер никогда не забивал так много голов, но эти два гола были суперважными».
Главной задачей в игре против «Гамбурга» было победить с разницей в два мяча, для того, чтобы было достаточно и ничьи «Вердера» в Мюнхене. Какова была речь тренера перед игрой? Каково было настроение в команде?
Риккен: «Оттмар, как обычно, был спокоен, и сказал нам, что мы должны сосредоточиться на своей игре. Мы были уверены, что если мы выиграем с разницей в два мяча, то мы станем чемпионами Германии. Мы сравнительно рано повели со счётом 2-0, и в то же время Бремен уже проигрывал в Мюнхене со счётом 0-1».
Цорк: «Счет открыл Анди Мёллер, простым ударом отправив мяч мимо стенки. И Ларс забил гол ударом головы, отправив мяч в противоход вратарю Гольцу, верно? – и 2-0. Я до сих пор хорошо помню взрывоопасную атмосферу на стадионе. В последние четверть часа мы только двигали мяч вперёд и назад. Мы дали себе слово: не делать больше ошибок! Мы сделали это! И на трибунах начались танцы и празднование. Я снова испытал нечто подобное 15 лет спустя, но уже не как игрок, а как спортивный директор, в 2011 году, во время нашего первого чемпионата с Юргеном Клоппом, когда Нобби (Норберт Диккель, диктор стадиона «Сигнал Идуна Парк») кричал «Держите меня! Держите меня!», когда в Кёльне забили гол в ворота Леверкузена (в 32 туре)».
Риккен: «В 1995 году ещё не было социальных сетей и смартфонов. Некоторые зрители (на стадионе) имели радио и слушали конференцию канала WDR. В некоторых местах было эмоционально, а затем известие о голе в Мюнхене быстро распространилось по стадиону как пожар. Сегодня об этом узнали бы за секунду-другую. Я никогда не видел больше ничего подобного, и вряд ли было что-то драматичное на этом стадионе, за исключением того, что случилось в 1986 году в матче с «Фортуной» из Кёльна, с которой мы играли за право остаться в Бундеслиге. Ощущалось страстное желание людей снова вернуть титул чемпиона в Дортмунд спустя более чем 30 лет, и это настроение ощущалось еще с разогрева команды перед матчем, а со стартовым свистком эмоции на трибунах невозможно было сдержать».
Цорк: «Мы показывали прекрасный футбол в первой половине сезона. В матче с 6-1 в Кёльне мы играли как одна звезда, и сейчас я бы сказал так же. Изумительный атакующий футбол с 4-0 в Гамбурге. Затем, к сожалению, пошли серьёзные травмы лучших нападающих: Флемминга Поульсена в самом начале сезона, затем Стефана Шапюизы и Калле Ридле. Даже когда в конце было очень и очень напряжённо, это был заслуженный чемпионский титул. И сегодня трудно представить, чтобы кто-то был бы доволен победой мюнхенской «Баварии» (последние слова были сказаны с подмигиванием (примечание редактора))».
Я до сих пор восхищаюсь мужеством Оттмара Хитцфельда.
Риккен: «В розыгрыше титула чемпиона Германии поучаствовал и «Шальке». Двумя неделями ранее они выиграли у Бремена со счётом 4-2, чего никто не ожидал. «Вердер» потерял очень важные очки не только в Мюнхене, но и в матче с «Шальке» В этом сезоне и без того было очень много ключевых моментов. Множество травм, и как их следствие, молодёжное нападение с Ибрагимом Танко и мной».
Цорк: «Я до сих пор восхищаюсь мужеством Оттмара Хитцфельда, который выпустил юных ребят впереди. У них была скорость, и они могли хорошо и точно пробить. И Ларс всё ещё ходил в школу. Это не облегчало жизнь тренеру. Он бросил в бой юнцов, и они беззаботно играли в футбол. Это сработало».
Риккен: «Хитцфельд никогда не воспринимал травмы как оправдание и всегда подчёркивал, что всё кончается тогда, когда всё заканчивается. Ход сезона, а особенно последние игры показали, что это действительно так».
Цорк: «Огромная сила Оттмара заключалась в том, что он воспринимал каждую ситуацию такой, какая она была, и он пытался решить её как можно быстрее, насколько это было возможно. Когда шёл дождь и газон становился вязким, он говорил: дождь — это наша погода. Если неделю спустя было сухо, а трава была высокая, он говорил: это наше поле. Оттмар никогда не принимал оправданий. И он не давал команде никаких оправданий».
Риккен: «Я недавно должен был дать интервью об игре моей жизни. Я хотел взять ту самую игру против «Гамбурга», только не вышло, поскольку Оттмар Хитцфельд уже заявил её. Я считаю, что это замечательно, так как он многого достиг и пережил в своей карьере».
Михаэль, ты был капитаном чемпионской команды и в 33 года был близок к концу карьеры. Ларс был на 15 лет моложе. Как вы общались друг с другом? Шеф и «ученик»?
Риккен: «Я верил, что у меня была хорошая репутация среди опытных игроков. Они замечали, что юноша может помочь им своими решающими голами или действиями и, конечно, я полностью подчинил себя интересам команды. Однако я действовал на нервы Михаэлю. В автобусе я сидел за ним. Я громко слушал хэви метал в наушниках, но тогда они сидели не так плотно, как нынешние наушники».
Цорк: «Как будто рядом со мной было радио. Ужасно (смеётся)».
Риккен: «Он несколько раз призывал меня к порядку... Я дортмундец, я сам стоял на Южной трибуне и сам видел, как Михаэль играл там внизу. Для меня было мечтой стать частью этой команды и иметь возможность сыграть одну из ключевых ролей в 1995 году, чтобы мы стали чемпионами Германии».
Цорк: «Это было особенное сочетание молодости и опыта. Я был самым старшим в команде, Ларс вместе с Ибрагимом были самыми молодыми, и мы оба родом из Дортмунда. И разница в возрасте нам не мешала».