Вице-капитан Дортмунда о смене тренера, об отсутствии качества и о сборной Германии.
Sport Bild: Герр Хуммельс, что должен привнести тренер, чтобы добиться успеха в «Боруссии»?
Матс Хуммельс: Он должен соответствовать команде. Теперь нам нужен тот, кто привносит решимость, страсть и твёрдость. У нас очень много футбольных талантов. Но когда наши соперники слишком жёсткие, то у нас часто возникают проблемы.
Тренер Эдин Терзич был назначен после увольнения Люсьена Фавра. Сможет ли «Боруссия» возродиться под его руководством, как «Бавария», после того, как она сменила тогдашнего тренера Нико Ковача на Ханси Флика?
«Бавария» достигла максимума с Ханси Фликом, большего достичь просто невозможно. Благодаря Эдину и его видению игры теперь мы можем добавить в нашу игру определенные нюансы, которые помогут нам провести действительно очень успешный сезон.
Что это может быть помимо больших эмоций?
Эмоции – это только часть успеха. Эдин вернулся к нашим слабым местам. За последние полтора года у нас остались ошибки. Я бы назвал это проблемами прорезывания зубов у детей. Эдин уже распознал эти проблемы и пытается избавиться от них с помощью тренировок. И это помогает нам снова раскрыть наши сильные стороны.
Кто был лучшим тренером в Вашей карьере?
Учитывая мою личную историю успеха, я бы выбрал Юргена Клоппа. Годы с ним были очень интенсивными и определяющими для моей карьеры.
Проблема в том, что каждого нового тренера «Боруссии» сравнивают с Клоппом?
И это не должно быть проблемой. Есть определенные ожидания, но в первый год под руководством Томаса Тухеля это работало очень хорошо, с другим тренером, с другим подходом. Тот факт, что такая фигура, как Клоппо, достиг своего легендарного статуса только благодаря успеху на всех своих этапах, является правдой. Но, на мой взгляд, это не тот фактор, который может помешать успеху.
Стоит ли «Боруссии» подумать о возвращении Тухеля после увольнения из ПСЖ?
Это не моя тема. Если посмотреть статистику, то он является хорошим тренером. Всё остальное должны решать другие люди.
Оглядываясь назад, не лучше было бы расстаться с Фавром до начала этого сезона?
Не всё было так плохо за последние полгода. Мы вышли в плей-офф Лиги Чемпионов с первого места в группе и лишь в декабре попали в небольшую яму в Бундеслиге. В конце концов, сложилось впечатление, что в этом сочетании есть предел максимума, которого мы можем достичь с Люсьеном Фавром. Я думаю, что ответственные за этот вопрос решили что-то изменить, чтобы перешагнуть за этот предел.
Вы и Марко Ройс считаетесь своего рода убийцей после игры со «Штутгартом» 1-5 из-за Вашей критики по тактике. Какова была цель Ваших заявлений?
Была надежда, что всё наладится! Я не сказал всего того, что было внутри меня, но постарался вполне разумно это объяснить. Мы уже много раз говорили об этом внутри клуба. И в команде, и в тренерском коллективе. На мой взгляд, обнародование всего этого было бы последним делом. В моей карьере были времена, когда это помогало. Мои высказывания касались не тренера и его увольнения, а нашей команды. И, между прочим, я не верю, что заявления, сделанные мной и Марко, повлияли на мнение наших руководителей.
Какую цель перед собой команда поставила на новый 2021 год?
Дело не в цели, а в содержании: больше энергии на тренировках и во время игр. Больше страсти. И более целеустремлённый футбол.
Как этого добиться?
Только один пример: поменьше играть, как мы, в играх «пять на пять», как дети в мини-футболе. Создавать игровые ситуации, чтобы всё подчинить результату.
«Боруссия» в последнее время слишком мало играет в мужской футбол?
Я буду осторожен с формулировкой. Но мы слишком часто играли не во взрослый футбол.
Поэтому «Боруссия» слишком часто проигрывает более слабым клубам, таким как «Штутгарт» или «Кёльн»?
В этом сезоне почти во всех больших европейских лигах можно увидеть, что топ-команды играют с огромной нагрузкой. И нет такой команды, которая была бы убедительна на протяжении последних четырёх месяцев. Но вернемся к вопросу: мы также трижды проиграли «Баварии» в 2020 году, то есть не только более слабым клубам. То, как мы играли в футбол, неизбежно означало, что мы будем продолжать терять очки. Мы слишком легко отдавали сопернику мячи, голы и очки. Мы должны остановить этот процесс. Победить «Боруссию» снова должно стать трудной задачей, а не приятным делом.
Является ли причиной всего этого слишком молодой средний возраст команды?
Абсолютно нет. Когда я смотрю на Эрлинга Холанда, Джуда Беллингема или Юссуфа Мукоко, то вижу молодых игроков, которые очень решительны и знают, что нужно делать на поле, чтобы добиться победы.
Неужели Мукоко так хорош в свои 16, или это всего лишь большой ажиотаж вокруг него?
Он действительно хорош. Я видел, как играл Тони Кроос, когда ему было 16 или 17 лет, как и Марио Гётце и Кристиан Пулишич. Юссуфа совершенно точно входит в ряд лучших из тех, с кем я когда-либо играл.
Сколько игроков «Боруссии» достигли своего максимума в этом сезоне?
Хороший вопрос. На мой взгляд, очень мало у нас таких, кто постоянно поддерживает высокий уровень, но это как раз то, что вселяет в меня надежду. У нас гораздо больший потенциал, и мы по-прежнему участвуем во всех трёх турнирах и не без шансов. Это как раз и показывает наш большой потенциал. Как и то, что это действительно возможно. Меня это пугает каждый раз, когда я думаю об этом. Но в то же время меня это и подстёгивает. Потому что, если мы сможем это сделать, то мы сможем стать топ-командой.
Если бы Вы могли добавить в свою команду ещё одно качество, что бы это было?
Целеустремлённость.
Почему этого так не хватает команде?
Она есть, но мы не показываем этого постоянно. Это целое искусство – демонстрировать это на каждой тренировке и бросать вызов самому себе. Решимость на всё ради победы. Расслабленно тренироваться 5 дней в неделю, а затем полностью выкладываться в день матча – это не сработает.
Вы были удивлены тем, что после травмы Холанда решимость забить гол в ворота соперника тоже пропала?
Абсолютно нет. Эрлинг совершает длинные рывки, терзающие соперника. И он всегда хочет угрожать воротам противника, это главное оружие в нашей игре. Остальные в атаке предпочитают отдавать последний пас, в этом их сила. Вот почему выход Юссуфа в конце пошёл нам на пользу, потому что он похож на Эрлинга как нападающий.
В субботу «Боруссия» играет с «РБ Лейпцигом». Вас беспокоит то, что Лейпциг может стать новым номером два в немецком футболе, опередив Дортмунд?
Я люблю конкуренцию и считаю, что это очень здорово, что теперь в Бундеслиге пять команд, олицетворяющих собой высокий международный уровень. Даже если не всем в Дортмунде понравится это услышать: я фанат того, что происходит в Лейпциге с точки зрения спорта и того, как развивается клуб. Просто потому, что они там очень хорошо работают. Одни только деньги не являются гарантией.
Ваш контракт рассчитан на продление до 2023 года. Сможет ли «Боруссия» стать чемпионом к тому времени, или «Бавария» находится слишком далеко впереди?
Ни одна команда не находится далеко впереди. Достаточно взглянуть на турнирную таблицу. Лейпцигу и Леверкузену тоже не стоит скромничать. Но я скажу, что, в конечном итоге, решать нам. Мы достаточно хороши, чтобы в ближайшие годы выиграть чемпионат. Просто нужно быть к этому готовым. Никто тарелку нам просто так не отдаст.
Это наше предположение, и мы хотим услышать Ваше мнение об этом: шанс, что впервые за 8 лет «Бавария» будет свергнута, никогда не был так высок, как сейчас!
В предпоследнем сезоне я играл за «Баварию», и мы стали чемпионами только в последнем туре. Ещё остался шанс стать чемпионом и в этом году, для этого нужно победить больше команд, чем «Бавария».
В 2023 году всё закончится, или Вы продолжите?
Я готов абсолютно ко всему! Я стараюсь изо всех сил и как можно дольше играть на этом уровне, потому что мне это очень нравится. Но я могу сказать точно, что знаю, что так не будет ещё лет десять. Если всё будет хорошо, то я ещё два с половиной года отыграю в Дортмунде. А затем мне нужно посмотреть, каким будет моё здоровье летом 2023 года: всё возможно, в том числе и то, что я остановлюсь. Например, когда голова скажет мне «нет».
Неужели переезд за границу не рассматривается?
Уже практически поздно переезжать в другую страну. Но, честно говоря, в какой-то момент карьеры я понял, что ничего нельзя заранее спланировать.
Оправдались ли Ваши ожидания после возвращения в «Боруссию» в 2019 году?
Только частично. У нас было много хороших моментов, особенно когда у нас ещё были болельщики на стадионе. Это были моменты, которые сделали клуб тем, чем он был. По логике вещей, мне хотелось бы что-нибудь выиграть в первом сезоне, особенно в кубковых соревнованиях. Я думал, что мы сможем добиться большего, чем дважды выйти в 1/8 финала. Надеюсь, что сейчас у нас получится намного лучше: я хочу играть в финалах и бороться за титулы. С этой командой это совершенно реально.
Вы будете жалеть, если «Шальке» вылетит в лигу рангом ниже?
Мне очень нравятся дерби, и я буду очень скучать по ним.
Вы были бы готовы вернуться, если бы Йоги Лёв позвонил и попросил Вас сделать это?
Я уже много думал об этом, я всегда был очень эмоциональным и увлеченным сборной. И бесполезно ломать голову над возможной ситуацией: это станет очевидным, только когда до этого дойдёт.
Капитан сборной Германии Мануэль Нойер считает, что должна быть собрана лучшая команда. В Sport Bild он открыто говорил о необходимости возвращения Вас, Мюллера и Боатенга.
Думаю, что это было проявление уважения. Мне приятно видеть, что внимание такого человека, как Ману, которого, кажется, 37 раз признавали лучшим голкипером мира, показывает, что ему нравилось играть со мной.
Как Вы смотрите игры сборной Германии, и мучаетесь перед телевизором и думаете: «Я мог бы помочь ...?!»
Я не видел очень много игр, потому это действительно эмоционально, когда приходится это смотреть. Я честно это признаю. Иногда я немного смотрел, но слишком мало для того, чтобы провести серьёзный анализ происходящего. Это очень странное чувство. Я всегда играл там, начиная с 2007 года в молодёжной сборной до 21 года, и далее на протяжении 11-12 лет. Это нереально сложно не быть частью своей сборной, это, своего рода, шок.
Как часто к Вам подходят по этому вопросу в повседневной жизни? Многие фанаты требуют вернуть Вас.
Когда люди подходят ко мне на улице или пишут в социальных сетях: «Эй, ты чего-то стоишь, мне всегда нравилось видеть тебя в футболке сборной» - это для меня прекрасное подтверждение. Поскольку, в конце концов, футбол живёт за счет болельщиков, в последние месяцы все стали ещё больше осознавать это. Игра без зрителя для меня не вполовину так хороша, а быть может, и в десять раз. Так что поддержка фанатов очень много значит для меня.
Когда Вы в последний раз контактировали с Лёвом и Бирхоффом?
Оба они поздравили меня с днём рождения в середине декабря. Но они сделали это и в прошлом году. Мы все поздравляем друг друга, потому что у нас нет плохих отношений друг с другом.
Трансферные цены в футболе снизились во время кризиса. Считаете ли Вы, что зарплаты тоже будут снижаться, и что игроки, в частности, готовы к этому?
Я надеюсь, что как можно больше игроков воспримут это с пониманием. Я недавно говорил со многими людьми на эту тему: мы должны увидеть, что есть сотни миллионов людей по всему миру, которые находятся в тяжёлом положении, потому что не могут выполнять свою работу. Должно быть понимание того, что мы, профессионалы, находимся в очень и очень привилегированной положении. Мы не должны отдаляться от общества.
Вы бы могли отказаться от части своей зарплаты?
Да, я могу сказать это с чистой совестью.
И последнее: какой титул для вас наиболее реален в 2021 году: чемпионат, Кубок, Лига Чемпионов или чемпионат Европы летом?
(смеётся) Кубок Германии сейчас наиболее реален, поскольку осталось всего 4 игры. Если бы мы так не испортили декабрь в чемпионате, то в нём я был бы более уверен. Январь станет решающим. Я поставил Лигу Чемпионов на 3-е место, а победу в чемпионате Европы на 4-е. Потому что турниры, в которых я обязательно приму участие, более реалистичны.