Он, вероятно, единственный игрок мюнхенской «Баварии», которого поддерживали с Южной трибуны: в июне 1995 года Александр Циклер расчистил путь дортмундской «Боруссии» к чемпионству. В тренерской команде Марко Розе он занимает должность помощника тренера. Рядом с ним: Рене Марич, который пошел совершенно другим путем, возможно, не «американской мечтой», но реализовал «австрийскую мечту». От блогера-тактика до помощника тренера.
Пять ключевых слов, пять коротких ответов, пожалуйста.
Борзигплатц ...
Марич: Важная цель на май (намёк на то, что в мае на этом месте команда празднует завоевание трофея с болельщиками)
Желтая стена...
Циклер: Не так приятно, когда ты выступаешь в роли соперника. Двенадцатый игрок Дортмунда. Южная трибуна производит невероятное впечатление.
Штробельаллея
Марич: Последний этап на пути к стадиону.
Ади Прайсслер
Циклер: Легенда
Министр Штайн...
Оба беспомощно смотрят друг на друга, пожимают плечами и громко смеются: Они проиграли?
Нет. Выдержали! За исключением последнего ответа, названия последней угольной шахты в Дортмунде, дуэт уже хорошо осведомлен о клубе и о городе. Четыре из пяти возможных набрали Циклер и Марич в этом небольшом раунде вопросов и ответов...
Как преодолеть расстояние до семьи? (Как сохранить отношения с семьей на расстоянии?)
Циклер: У меня большая семья. Последние два года были непростыми. Мой сын приехал со мной в Дортмунд и играет здесь в команде до 16 лет. Так что со мной часть семьи, и очень важно для меня. Мы стараемся как можно чаще ездить в Зальцбург. И семья старается часто сюда приезжать, что, конечно, тоже не так-то просто. Мы с сыном хорошо адаптировались в Дортмунде.
Марич: Мне немного полегче, потому что у меня пока нет своей семьи. Но несколько месяцев назад я стал дядей и хочу видеть малыша и остальных как можно чаще. Выходные во время международного перерыва идеально подходят для поездки в Австрию и Хорватию. В Дортмунде я чувствую себя почти как дома, где, в конце концов, со мной есть мои приятели. Дортмунд — недооцененный город.
Удел футбольных тренеров — «бродяжничество». Это цена, которую должны платить за работу своей мечты в Бундеслиге?
Циклер: Оно начинается во время карьеры игрока, хотя, к счастью, я в значительной степени избежал подобных изменений. Я начал играть в футбол в Дрездене, затем долгое время провел в Мюнхене и много лет в Зальцбурге. Ты не можешь планировать более пяти, шести, семи лет в качестве игрока или тренера, и это не облегчает жизнь с семьей. Было бы, конечно, здорово, если бы мы могли остаться здесь надолго.
У помощников тренера в Бундеслиге часто за плечами успешная профессиональная карьера футболиста. Для Вас же все совершенно по-другому: бывший топ-игрок, рядом с кем-то, чья карьера закончилась раньше, чем о ней можно было бы подумать.
Марич: Если посмотреть в среднем, то у нас тоже посредственная карьера: он в Бундеслиге, а я нет.
Циклер (громко смеется): Рене, никто не видел твоего таланта, никто не хотел его видеть...
Марич: Это во-первых. Во-вторых, был недостаточно хорошо готов физически, в-третьих, у меня не было соответствующего менталитета. Хотя я всегда играл с ребятами старше себя, но затем пошли травмы.
Коренной дрезденец Александр Циклер выиграл практически все, что можно было выиграть в клубном футболе: Лигу Чемпионов, чемпионат мира, Кубок УЕФА. Семь немецких и три австрийских чемпионата, четыре раза Кубок Германии. С 1993 по 2005 год он сыграл 308 матчей за мюнхенскую «Баварию». Два из его 79 голов за тот период (в игре с бременским «Вердером») позволили дортмундской «Боруссии» 17 июня 1995 года выиграть чемпионат Германии. В «РБ Зальцбурге» бывший игрок сборной Германии забил 65 раз в 165 играх.
А что же Рене Марич? Его карьера закончилась, так и не успев толком начаться. Он вырос в Верхней Австрии, в 40 километрах от границы с Германией. Уже в 13 лет он порвал крестообразную связку, позже сломал таз, ключицу, перенес опухоль кости, а потом снова порвал крестообразную связку. В молодом возрасте он стал тренером молодежной команды D своего клуба TSU Handenberg. Он пытается понять, какие действия на поле совершают игроки. Для этого он просматривает все видео, которое может найти. Пытливый человек встречается с единомышленниками в Интернете и является одним из соучредителей сайта о тактике spielverlagerung.de, которым он занимался во время учебы. Тогдашний тренер «Майнца» Томас Тухель узнал о Мариче и написал ему по электронной почте.
Так происходит первый контакт с профессиональным футболом. Он был очарован молодежной командой «Зальцбурга», которая в то время шла от победы к победе. Тренер этой команды ... Марко Розе.
Как познакомились с Марко Розе?
Марич: Я учился в Зальцбурге, и написал там что-то о команде. А когда я обращался в клуб, то встретил там очень открытых и заинтересованных людей в академии. Через несколько месяцев Марко дал мне возможность поработать в своем тренерском штабе.
А как было с тобой, Алекс?
Циклер: Тогда все было устроено таким образом, что главный тренер юношеской команды, являлся также и помощником тренера команды академии. Именно тогда я узнал и оценил Марко. Мы сразу обратили внимание на то, что хорошо подходим друг другу.
Усиливает ли это тренерскую команду, когда у обоих помощников такие разные резюме и, следовательно, совершенно разные взгляды?
Циклер: Думаю, что да. Я восхищаюсь работой Рене, его аналитическим подходом, его вниманием к деталям и его опытом.
Марич: Наш взгляд на игру практически не отличается. Но у Цико совершенно другой опыт того, что происходит в раздевалке при игре на топ-уровне. Он может поставить себя на место этих игроков. Марко, как бывший игрок Бундеслиги, тоже может это сделать. А я любительского уровня и стараюсь многому учиться в этой области.
Как устроена работа в тренерском штабе? Розе - авторитарный босс?
Циклер: В конечном итоге, все решает он. Его отличает то, что он абсолютно командный игрок, и не смотрит сверху вниз, а на равных обсуждает многие вещи. И общается очень уважительно. Всем известно, что всегда можно высказать свое мнение. И Марко тоже этого хочет.
Циклер и Марич провели успешные годы со своим главным тренером Марко Розе, сначала в Зальцбурге, где они выиграли Юношескую лигу УЕФА за год, проведенный вместе в академии. По пути они выбили молодежные команды «Манчестер Сити», «Пари Сен-Жермен», «Атлетико» Мадрид и «Барселоны». Позже с профессионалами они вышли в полуфинал Лиги Европы. Они выиграли два чемпионата Австрии. С менхенгладбахской «Боруссией» они вышли в Лигу Чемпионов и пробились с ней в 1/8 финала.
Они все умеют играть в футбол. Чему Вы учите игроков? Что Вы хотите им передать?
Циклер: У нас есть определенное видение футбола: агрессивность, готовность бежать. Мы хотим совместить все это с качественным футболом, который каждый в команде привносит с собой. Но, несмотря на это, есть небольшие отклонения по отношению к каждому сопернику. Мы пытаемся решить эту проблему с командой, чтобы она оставалась гибкой. Мяч всегда один и тот же, но футбол не всегда одинаковый.
Марич: Мы хотим убедить парней в том, что если они вместе реализуют идею, то у них будет преимущество.
Как тренировать агрессивность?
Марич: В меньшинстве, в меньшинстве. Но было бы здесь слишком вдаваться в подробности.
Пожалуйста, вкратце...
Марич: На тренировках мы это стимулируем с помощью поощрений, в те моменты, когда они агрессивно защищаются в нападении, когда они преодолевают большие расстояния на высокой скорости, и когда они сразу же вступают в единоборства.
Большой проблемой в этом году было, да и остается позднее начало тренровочного процесса для участников чемпионата Европы. Кроме того, есть травмированные игроки, которые еще не выходили на поле. Как интегрируются отстающие?
Циклер: Мы многое делаем с помощью видео и показываем, каковы наши игровые принципы, чтобы эти игроки также могли визуально понять то, что их ждет. Возможно, вместе с тренировками на поле будут и индивидуальные занятия, где мы покажем, что они могли бы сделать лучше.
Можете ли Вы, как тренер, вообще отказаться от футбола? После игры до следующей игры ...
Марич: Во время английских недель это невозможно. Но, когда текущие задачи будут решены, то приходится затем заниматься другими вещами. Иначе потом за деревьями леса не увидишь. Приходится смотреть, когда можно делать эти перерывы.
Циклер: Это непросто. Если у тебя самого нет игры, то она есть у сына. И, конечно же, я люблю смотреть. И дома мы тоже много говорим о футболе. И когда я в Зальцбурге, у одного из них в субботу турнир, а у другого - в воскресенье. Как в эти выходные с международными матчами. Для нас футбол, в определенной степени, является смыслом жизни. Но, когда я с семьей, я все еще стараюсь отключиться, и побыть с ней рядом.
Стартовала Лига Чемпионов. Где смотрели жеребьевку?
Марич: Вообще не смотрел. Мы все еще были на поле и тренировались. Когда вошли в раздевалку, то тогда мы и узнали состав группы.
Зальцбург был возможным, но вовсе не невероятным соперником. Был шанс, равный 33 процентам...
Циклер: (смеется): Я был бы счастлив, если бы после игры смог бы провести ночь в собственной постели.
Марич: «Аякс» был одним из двух моих кандидатов из третьей корзины, кого я очень хотел. «Бешикташ» - действительно интересная команда как на выезде, так и дома. В нашей группе три клуба с традициями. Это просто восхитительно. Даже при том, что среди клубов нет действительно очень громких имен, но это команды очень высокого уровня.
Как ощущается Лига Чемпионов на тренерской скамейке?
Циклер: Есть разные моменты. Ты сравниваешь себя с лучшими командами Европы. Наша группа, быть может, не такая выдающаяся, как та или иная, но она чрезвычайно интересна. Нас ждут захватывающие игры.
Два помощника тренера со смехом покидают конференц-зал. И здесь все вращается вокруг футбола. «Мы должны играть более стабильно», - слышим мы, как говорит Рене Марич. Алекс Циклер похлопал его по плечу. Они работают над общей идеей. В одной команде.