После Второй мировой войны футбол по приказу союзников был запрещен по всей стране. В конце 1945 года британцы сняли запрет с помощью знаменитой «Директивы 23», и теперь чемпионаты по футболу стали снова возможны с 1946 года. Тогда лига Вестфалии была разделена на две части, и «Боруссия» играла во второй группе. После того, как она финишировала на 4-м месте в первом сезоне, в сезоне 1946-1947 годов дортмундцы с 29 очками в 18 играх (разница мячей 60-18) стала победителем группы, опередив клуб «Эркеншвик» (SpVgg Erkenschwick) на 3 очка. Кстати, клуб «Эркеншвик» существует до сих пор и играет в Вестфаленлиге 1 (Westfalenliga 1). Таким образом, «Боруссия» вышла в финал чемпионата Вестфалии 1947 года и должна была сыграть против победителя другой группы: одиннадцатикратного чемпиона Вестфалии грозного «Шальке-04».
Финальная игра чемпионата Вестфалии 1947 года была 25-й по счету между этими командами и состоялась в воскресенье 18 мая на стадионе «Шлосс Штрюнкеде» (Schloss Strünkede) в городе Херне. Этот населенный пункт был выбран в качестве нейтрального места для проведения матча. Но оно было лишь условно, поскольку Гельзенкирхен находился совсем рядом. Фактически это была замаскированная домашняя игра для «Шальке», который, конечно же, вышел на игру в качестве фаворита.
Однако, несмотря на это, болельщики «Боруссии» не собирались сдаваться без боя. Они обратились в Германскую имперскую железную дорогу (Deutsche Reichsbahn) с необычным запросом предоставить в их распоряжение специальные поезда для желающих отправиться на финал чемпионата Вестфалии. О своем интересе поддержать команду заявило почти 15 тысяч болельщиков. Таким образом, в день большой игры из Дортмунда в направлении города Херне отправились 7 спецпоездов, битком набитые людьми.
Тот факт, что футбольные фанаты в таком количестве захотели сопровождать дортмундскую «Боруссию» на выездную игру, был абсолютным новшеством в истории клуба. И, таким образом, тот эпизод стал важной отправной точкой для большей привязанности между BVB и его болельщиками, которая продолжается и по сей день.
Первый послевоенный тренер дортмундской «Боруссии» Фритц Телен должен был везти команду на тот финал, но весной 1947 года он вернулся в Гельзенкирхен, и черно-желтые остались без тренера. Но Аугуст Ленц знал, что надо было делать. Первый игрок национальной сборной в истории «Боруссии», который тем временем, вернулся из плена, и снова взял на себя роль капитана команды, а, значит, и важной футбольной персоны. Он упомянул имя Фердинанда Фабра, помощника бывшего тренера сборной Третьего Рейха профессора Отто Нерца, которого он знал и очень ценил. Дипломированный спортивный учитель Фабра считался искусным фанатом тактики и изобретателем волшебного квадрата, который мы сегодня называем «ромб». Он изучал эту систему, которая пришла из Англии, во время Кубка мира, и хорошо разбирался во всех ее вариациях и нюансах.
Эта биография убедила совет директоров дортмундской «Боруссии». Аугуст Ленц вышел на Фабра, и весной 1947 года Фабра принял дортмундскую «Боруссию», которая уехала на тренировочные сборы в Нидермарсберг (Niedermarsberg). Здесь новый тренер BVB разработал свой тактический план на это противостояние. Фабра, первый топ-тренер в истории клуба, как говорили бы о нем сейчас, стал для клуба настоящей удачей. Идея главного тренера состояла в том, чтобы не дать сопернику сыграть в его любимую игру под названием «Шалькер Крайзель» (Schalker Kreisel). В игру с использованием прямых коротких передач с несколькими вариантами для продолжения, которую сегодня обычно называют футболом в одно касание или тики-такой.
В течение многих лет ключевым игроком «Шальке» был центральный полузащитник Отто «Этте» Тибульски, через которого шла вся игра команды. Идея Фабры состояла в том, что самый опасный нападающий «Боруссии» Аугуст Ленц должен взять на себя совершенно новую роль и сыграть не в атаке, а плотно прикрывать Тибульски и не давать ему возможности развернуться. Сказано — сделано. 30 тысяч восторженных футбольных болельщиков стали свидетелями смелой игры «Боруссии», который под проливным дождем умело противостоял грозному «Шальке». И тактика Фабры полностью сработала. Сине-белый «Крайзель» был в зародыше пресечен Ленцем. А «Боруссия» выиграла со счетом 3-2 (голы у дортмундцев забили Макс Михаллек, Хайнрих Румхофер и Херберта Зандманн).
Книга под названием «Die Königsblauen», изданная в 1949 году, так описывает поражение с точки зрения проигравших («Шальке»): «Это была далеко не случайная победа, как некоторые поначалу думали. И что «Шальке» при первой же возможности исправится. Скорее, это было началом нового этапа в вестфальском футболе. Центр футбола стал перемещаться с Шалькер Маркт в сторону Борзигплатц в Дортмунде».
Легендарная победа 18 мая 1947 года над «Шальке», как и победа в чемпионате Вестфалии, прервала многолетнюю гегемонию сине-белых в Вестфалии, положив началу зарождения современной «Боруссии». Мы до сих пор видим результаты: «Боруссия» была исключительно успешной как на национальном (в Западной Оберлиге, которая была создана в 1947 году, и в Бундеслиге с 1963 года), так и на международном уровне. После Второй мировой войны Дортмунд стал самым успешным немецким футбольным клубом после мюнхенской «Баварии».
Составы команд на матч 18 мая 1947 года:
«Боруссия»: Кронсбайн, Румхофер, Халфен, Михаллек, Кошмидер, Яновски, Зандманн, Прайсслер, Ленц, Ибель, Подгорски.
«Шальке»: Клодт I, Швейссфюрт, Берг, Даргашевски, Тибульски, Бурденски, Хинц, Кузорра, Винклер, Гавличек, Клодт II.