Люсьен Фавр. Тренер, которому предстоит возвращать «Боруссии» былое великолепие

Люсьен Фавр. Тренер, которому предстоит возвращать «Боруссии» былое великолепие

Чуть больше недели назад официальный сайт «Боруссии» объявил, что новым главным тренером команды назначен Люсьен Фавр. Швейцарский специалист расторг контракт с французской Ниццей и подписал контракт с немецким клубом на два года. 

Люсьен Фавр таким образом стал четвертым за последний год тренером «Боруссии»: сначала по окончанию сезона 2016/17 был уволен Томас Тухель, затем из-за неудовлетворительных результатов был уволен Петер Бош, и наконец было решено не продлевать сотрудничество с Петером Штегером, пришедшим на смену голландцу и который лишь благодаря разнице по забитым и пропущенным мячам справился с задачей квалификации команды в Лигу Чемпионов. И вот в Дортмунд приезжает Люсьен Фавр, которого пытались подписать еще прошлым летом. Неужели руководство «Боруссии» наконец не ошиблось и назначило действительно подходящего специалиста, чтобы провести перестройку в клубе? Пожалуй, прежде всего необходимо ответить на вопрос, чего хочет «Боруссия»?

Итак, чего хочет «Боруссия»?

Когда эра Юргена Клоппа подошла к концу, решение руководства начать переговоры с Томасом Тухелем было прозрачным и более чем очевидным. Тухель, равно как и Клопп, проделал большую работу в «Майнце», построив из андердога команду, которая боролась за попадание в Лигу Чемпионов, и, что не менее важно, «Майнц» Тухеля играл столь же вдохновенно, как и «Боруссия» Клоппа: ярко, искрометно, с агрессивным прессингом и активным продвижением мяча в атаку, однако «Майнц» Тухеля отличало стремление в первую очередь строить позиционные атаки. Отставка Юргена Клоппа отчасти объяснялась игровым кризисом команды и отсутствием идей, ярко проявившемся в первом круге, и даже сверхудачный второй круг не убедил Юргена Клоппа в том, что он все еще нужный для «Боруссии» тренер. Новость о Томасе Тухеля никого не удивила. В Дортмунде Томас Тухель первым делом поставил на основе системы Юргена Клоппа свой собственный, более современный футбол, в отличие от стиля Клоппа, основанный не на контратаках, а на владении мячом и позиционном наступлении. Тухель сумел все исправить, и за два года даже опередил Клоппа по среднему количеству очков за матч, к тому же, первый сезон игра «Боруссии» не могла не радовать болельщиков: новый стиль «Боруссии» выглядел более солидным и соответствующим для матчей международного уровня. 

Конец периода Тухеля всем известен, и нет смысла вдаваться в подробности. После увольнения тренера, выигравшего Кубок Германии, руководство «Боруссии» оказалось вынуждено решать сложнейшую задачу: предстояло найти замену одному из лучших немецких тренеров современности, когда как выбор был крайне невелик. На тот момент руководство выбирало между Люсьеном Фавром, Петером Бошем, Петером Штегером и Юлианом Нагельсманном. Когда «Хоффенхайм» не отпустил Нагельсманна, а «Ницца» - Фавра, пришлось выбирать между Бошем и Штегером. Один из плеяды последователей Хосепа Гвардиолы, сумевший вместе с «Аяксом» за счет яркой бесшабашенной игры попасть в финал Лиги Европы, Петер Бош? Или Петер Штегер, классический немецкий специалист, за счет оборонительной игры вернувший «Кельн» из второй Бундеслиги в Лигу Европы? 

Так тренером команды стал Петер Бош. Справедливости ради, нужно отметить, что при нем «Боруссия» играла так красиво и зрелищно, и при этом уверенно побеждала, что о Томасе Тухеле вспоминал лишь одинокий Усман Дембеле, забывший в Дортмунде свои бутсы. Однако голландская сказка продолжалась недолго. Первым, кто продемонстрировал всей Европе уязвимость стиля Петера Боша, стал Маурисио Почеттино. Этой же уязвимостью стали пользоваться все остальные соперники в Бундеслиге, и даже скромный АПОЭЛ смог остаться непобежденным в матчах с «Боруссией», которая элементарно перестала побеждать. Постараемся быть объективны: либо команда оказалась неготова к агрессивному стилю Петера Боша и игре с высокой линией обороны, либо же Петер Бош оказался посредственным тренером, неспособным проявлять гибкость в кризисных ситуациях.

Так тренером команды стал Петер Штегер. Тренер явно был доволен результатом своей работы с «Кельном», а потому решил не изменять фортуне и, дабы минимизировать риск, решил сделать «Кельном» из «Боруссии». Так «штегербол» быстро стал эвфемизмом в Германии, выражающим скучную и бессодержательную игру, основанную на максимальной сухости и надежности. Да, «Боруссия» Штегера играла именно так, и единственным ее принципом, если не девизом, было стремление во что бы то ни стало не пропустить, а гол там уж сам как-нибудь залетит. Кто бы мог подумать, что проект Клоппа превратится в это постыдное зрелище?.. Впрочем, ради справедливости стоит отметить, что при Штегере команда значительно прибавила в надежности и компактности, а главное - в характере. Многие победы оказались волевыми: матчи с Кельном, Аталантой и Айнтрахтом - яркие тому подтверждения. Хоть Петер Штегер и справился с задачей обеспечить «Боруссии» место в первой четверке лидеров, руководство решило не продлевать с тренером контракт.

Во многом этот сезон стал для «Боруссии» потерянным. И теперь она должна снова нащупать свой путь, снова стать узнаваемой в Европе, снова стать той самой яркой «Боруссией».

Руководство клуба это понимает и еще по ходу сезона предприняло шаги в этом направлении. Ватцке обещал, что этим летом в клубе и команде произойдет много изменений. Так Себастьян Кель стал главой отдела лицензированных игроков и таким образом станет связующим звеном между руководством клуба и раздевалкой, а Маттиас Заммер, который в качестве спортивного директора в 2013-м году помог Баварии взять требл, стал внешним советником по спортивному развитию и, скорее всего, займется развитием внешней стратегии «Боруссии»: в последнее время Маттиас Заммер и Ханс-Йоахим Ватцке вместе смотрели игры «Боруссии». 

Какой футбол будет ставить Фавр в Дортмунде?

Маттиас Заммер в нескольких интервью заявлял, что лучшие команды твердо знают, что делать с мячом, когда он оказывается у нее, и что именно этой простой вещи «Боруссии» нужно стремиться. В этом отношении Люсьен Фавр действительно может помочь: практически все команды под его руководством славились быстрыми проходами в короткий пас, четким пониманием игры и строгой позиционкой. Марко Ройс и Махмуд Дауд росли в такой системе ценностей, а значит, для них не будет трудом привыкнуть к требованиям Люсьена Фавра. Вряд ли проблемы возникнут у других техничных игроков. Синдзи Кагава, Марио Гетце, Кристиан Пулишич и, конечно же, Юлиан Вайгль явно будут чувствовать себя в творческой системе швейцарца более комфортно, нежели в примитивной оборонительной системе Петера Штегера.

Типичную команду Фавра характеризует стремление к владению мячом и высокой скоростью продвижения мяча. Фавр требует от своих подопечных отдавать пас строго под ведущую ногу партнера, выполнение этого требования обеспечивает в позиционной игре качество и еще более высокую скорость принятия решений. Также Фавр ценит build-up от своей половины поля, практически каждая атака начинается с касания вратаря. Если в Дортмунде Фавру удастся адаптировать игроков к своему пониманию игры, «Боруссия» может стать страшной силой в Бундеслиге, где большинство команд строят игру посредством обычного прессинга.

Наиболее интересно то, как Люсьен Фавр собирается решать проблемы с обороной. «Боруссия» в минувшем сезоне пропустила 47 мячей - непростительно много для клуба с такими амбициями. Лучшая защита по мнению Фавра - это не нападение, а удержание мяча. Посмотрим, на какие эксперименты пойдет швейцарский специалист, чтобы как-то урегулировать дортмундское недоразумение.

«Герта», Гладбах и «Ницца» под руководством Фавра не использовали высокий прессинг, и обычно позволяли сопернику легко войти на свою половину поля. Трудности возникали с попыткой войти в штрафную: звучит очевидно, но команды Фавра занимали низкий пассивный оборонительный блок у своей штрафной, за счет численного преимущества не позволяя сопернику войти в штрафную. Сжатая, словно пружина, команда Фавра после потери соперником мяча начинает разворачивать свою атаку. Сегодня такая стратегия не пользуется популярностью, особенно в Германии, где прессинг ценится едва ли не превыше всего. Поэтому будет любопытно, как Фавр приспособит крайне низкую оборону в последней стадии в Дортмунде.

Возродит ли Люсьен Фавр потерянную связь между болельщиками и командой?

Однако спортивный успех - не единственное, что Дортмунду предстоит вернуть. Хоть болельщики «Боруссии» по-прежнему считаются самыми лучшими болельщиками мира, а Сигнал Идуна Парк продолжает без труда продавать абонементы и билеты на матчи, очевидно, что между командой и болельщиками потерялась прежняя связь, и особенно это продемонстрировала реакция болельщиков на поражение в рурском дерби и на провальный матч с «Майнцем», завершившийся поражением «Боруссии». Обструкция болельщиков была особенно впечатляющей на контрасте между благодарным скандированием имени Романа Вайденфеллера, завершившего свою 16-летнюю карьеру игрока, и абсолютным издевательством над остальной командой. Учитывая то, что у Дортмунда по-прежнему один из самых конкурентноспособных составов с набором высококлассных исполнителей, возможно, вернуть прежний доброжелательный климат будет даже сложнее, чем поставить качественный уровень игры.

Люсьен Фавр, еще даже не приступив к работе, уже попал в сложную ситуацию. После нескольких промахов с тренерами часть болельщиков уже озлоблена по отношению к руководству клуба, а значит, изначально может воспринимать Фавра в штыки. Другая часть болельщиков может отреагировать совершенно обратным способом и идеализировать Фавра, как долгожданного спасителя. Так или иначе, работа Фавра так или иначе будет связана с огромнейшим грузом болельщицких ожиданий. И этот груз может оказывать давление на Фавра, даже когда объективных причин критиковать его работу не будет. Во многом в этом повинен Юрген Клопп - выдающаяся фигура в истории «Боруссии», тренер, одинаково сильный и в тактике, и в тимбилдинге, и в развитии сильных отдельных игроков, и в умении за счет необъятной харизмы объединять болельщиков и команду в единое целое и в горести, и в радости. Юрген Клопп настолько завысил планку ожиданий, что даже спустя три года после его ухода болельщики по сей день полагают, что главным тренером «Боруссии» Дортмунд должен быть не просто главный тренер, им должна быть фигура, с которой могли бы себя отождествлять болельщики.

И у Люсьена Фавра особенности, на которые в свете особенностей болельщицкого сообщества «Боруссии» нельзя закрывать глаза. Фавр - не Клопп, и он не только другой тренер, но и другая личность. И если Клоппа любят практически все за его добродушие и искренность в эмоциях, то Фавр - сложный человек со сложным характером. Когда Гладбах неожиданно проиграл пять матчей на старте сезона 2015/16, Люсьен Фавр застал клуб врасплох, подав в отставку и толком не объяснив свое решение ни руководству клуба, ни прессе, ни болельщикам. Можно говорить об очевидности такого решения после столь деморализующего старта, однако с другой стороны, получилось так, что Фавр бросил и команду, и клуб наедине с возникшей сложностью.

Подводя итоги и между тем вспоминая двух последних тренеров «Боруссии», можно сказать, что Люсьен Фавр - хороший, но не идеальный выбор. Наверняка Дортмунд предпочел бы Юлиана Нагельсманна, если была бы возможность его назначения, но 30-летний тренер «Хоффенхайма» освободится лишь в 2019-м году. А значит, «Боруссия» вновь оказалась ограничена в выборе вариантов. Остается только надеяться, что специалист, хорошо известный в Германии по успешной работе с другой «Боруссией» (из Менхенгладбаха), и которого уже пытались выманить из Франции на смену Томасу Тухелю, не подведет и проведет хорошую работу. Если за Фавром охотились еще с прошлого года, то это обнадеживает: ведь это говорит о том, что на этот раз, видимо, решение «Боруссии» вполне обдуманно, и выбор Люсьена Фавра - это не наименьшее из двух зол, а действительно важный аспект в дальнейшем развитии клуба.

Комментарии