29-летний японский полузащитник по-прежнему не пользуется доверием Люсьена Фавра. Если поначалу место на поле Синдзи не находилось из-за изначальных планов Фавра играть по схеме 4-3-3 (именно в этой формации играла «Боруссия» первое время: с тройкой полузащитников Дилейни-Витсель-Дауд и тройкой нападения, которую попеременно составляли Филипп, Ройс, Санчо, Пулишич и Бруун-Ларсен) и отсутствию в ней места для стандартного 10-го номера, то с игры во Франкфурте Фавр перешел на систему, по формации близкой к 4-2-3-1. Это идеальная схема для Синдзи Кагавы, именно на позиции центрального плеймейкера японец блистал под руководством Юргена Клоппа и достойно смотрелся в системе Петера Боша в центре поля.
Однако при этом Кагава отыграл лишь 100 минут в Бундеслиге и лишь 30 минут в Лиге Чемпионов, что неизбежно наводит на мысль о его дальнейшем будущем в «Боруссии». Причем проблема не в самом Кагаве: любимец болельщиков по-прежнему так же шустро обращается с мячом и отнюдь не растерял свои навыки. Об этом говорят товарищеские игры «Боруссии» во время перерывов на международные матчи - в отсутствие лидеров команды Синдзи выдавал впечатляющие перформансы. Однако в официальных матчах Фавр не рассчитывает на него даже как на игрока ротации.
Рассмотрение причин. Почему Кагава не играет?
Одна из причин проста: Кагава не может получить свой шанс из-за Марко Ройса. Капитан «Боруссии» в здоровом состоянии имеет незыблемое место в основном составе. На данный момент Марко провел на поле больше всего минут: на 53 минуты больше, чем Роман Бюрки и на 60 минут больше, чем Аксель Витсель. Марко Ройс за 12 туров Бундеслиги уже успел забить 8 голов и сделать 4 голевые передачи. Под руководством Фавра Марко Ройс просто блистает. И блистает он на позиции Синдзи Кагавы.
Вторая причина вытекает из первой: у Люсьена Фавра индивидуальное понимание роли десятки в игре. На данный момент никто в «Боруссии» не подходит на эту роль больше, чем Марко Ройс. То, что делает Фавр в «Боруссии», достойно отдельного упоминания. 61-й летний швейцарский специалист, несмотря на возраст, придерживается современных взглядов на футбол. Систему 4-2-3-1, старую как мир, Фавр усовершенствовал несколькими тактическими идеями последних лет: использование десятки в качестве второго нападающего, перестроение в 4-4-2 при игре без мяча, узкие оборонительные блоки, прессинг, нацеленный на перекрытие свободных зон и удушение соперника на флангах, а также игра с ложной девяткой.
Ройс давно ждал Люсьена Фавра в «Боруссии». По мнению Марко, Люсьен Фавр - лучший тренер, с которым он когда-либо работал. Судя по впечатляющей статистике Ройса, Фавр лучше всех знает, как именно использовать одного из самых сильных игроков немецкого чемпионата. Марко играет в центре атакующей группы во многом благодаря его игровому интеллекту. Марко за счет движения или за счет паса партнеру в атаке вытягивает одного из защитников и тем самым создает свободную зону в обороне. В матче против «Майнца» Ройс за счет рывка дезоориентировал оборону соперника и выкатил Пако Алькасеру передачу по факту на пустые ворота. А в матче против «Баварии» уже сам молниеносно воспользовался пространством, которое создал ему Пако Алькасер, уведя в сторону Никласа Зюле и Жерома Боатенга. Эта особенность как создавать свободное пространство, так и пользоваться им самому, делает Марко особенным футболистом. Большинство игроков атаки специлиализируется на чем-то одном. Марко Ройс хорош в обоих аспектах игры в атаке.
Синдзи Кагава, по большей части, игрок чистой десятой позиции. Этот игрок больше создает пространство, нежели пользуется им сам. Кагава - один из самых сильнейших плеймейкеров Германии на десятой позиции. Он прекрасно читает игру, умеет создавать свободные зоны из ничего и в общем и целом, возможно, самый креативный игрок «Боруссии». Однако для Люсьена Фавра было бы самоубийством использовать Кагаву на позиции Марко Ройса. Сейчас объясним.
Стилистическое несоответствие Синдзи Кагавы системе Люсьена Фавра
Чтобы интегрировать Кагаву в свою систему игры, Фавру пришлось бы пойти на ряд серьезных изменений. Во-первых, игра со статичной десяткой вроде Кагавы подразумевает высокую вовлеченность всех фланговых игроков в атаке. Это бы сделало «Боруссию» более уязвимой в обороне, чего бы Фавр точно не хотел. Во-вторых, не стоит забывать, что подавляющая часть команд Бундеслиги предпочитает играть против «Боруссии» от обороны, в ситуации, когда соперник обороняется в два узких блока 4-4 или 5-3 (матч с «Майнцем») с перекрытием возможных обостряющих передач в штрафную, что по факту нивелирует наличие в атакующей команде чистого плеймейкера. Отчасти этим объясняются катастрофические проблемы «Боруссии» образца 14/15 сезона - в такой ситуации важно уметь создавать и пользоваться пространством. Сегодняшний Кагава и тогдашний Мхитарян умеют лишь создавать его, но не пользоваться им так, как это делает Марко Ройс.
В-третьих, и это, возможно, главная причина туманного будущего Синдзи Кагавы: игра с чистой десяткой морально устарела, особенно в рамках немецкой Бундеслиги. Немецкий чемпионат в последнее время стал главным поставщиком шок-контента вроде либеро-вратаря («Бавария», «Гамбург» прошлого сезона) или тренеров, которым едва исполнилось 30 лет. В немецком же чемпионате позиция чистой десятки стала устаревать раньше, чем в остальных чемпионатах, ярким примером может послужить та же «Боруссия» с абсолютно импотентной атакой образца осени 2014-го года. Юрген Клопп довел до совершенства традиционные 4-2-3-1, но дух времени сминает все на своем пути. В эпоху тактических новшеств и предельной интенсивности футбола позиция десятки вносит в игру непростительную по нынешним временам статику и предсказуемость.
Первым это понял Пеп Гвардиола, заявив в свое время, что единственной десяткой может быть лишь Лионель Месси. Затем он переучил Гетце играть на позиции девятки - и теперь Марио с новыми навыками попадает в состав «Боруссии» в отличие от Кагавы. Чтобы выжить в этом жестоком мире, всем десятым номерам пришлось переучиться. Иско, плотно сидевший на скамейке запасных «Реала», научился играть по всему фронту атаки. Месут Озил благодаря Унаи Эмери снова стал видимым пятном в «Арсенале», Макс Майер в «Шальке» был вынужден опуститься вниз, в центр полузащиты, и регулировать игру, а не раздавать последние пасы. Тенденция коснулась и главного плеймейкера мира - Лионель Месси под руководством Вальверде скорее второй форвард, чем десятка.
Помимо всего прочего, Кагава стилистически не подходит под футбол Люсьена Фавра. Фирменный почерк Фавра - игра с двумя юркими форвардами. В Гладбахе Фавр любил играть с атакующим дуэтом Раффаэль - Крузе, то же самое он пытается сделать и в Дортмунде: Фавр пытается отточить взаимопонимание между Гетце и Ройсом. Они оба способны как создавать пространство, так и пользоваться им.
Конкуренция в «Боруссии» Дортмунд не дает Кагаве ни единого шанса
Внимательные болельщики «Боруссии» могли бы возразить, что Синдзи Кагава претендует не только на позицию Марко Ройса, но и на позицию центрального полузащитника. В прошлом году Петер Бош вполне эффективно использовал Синдзи на позиции центрального полузащитника, где японский полузащитник неплохо себя зарекомендовал, связывая защиту и атаку и регулируя темп игры. Но сейчас в команде Фавра этим занимается Аксель Витсель.
Бельгиец - однозначно топ-усиление «Боруссии» в этом сезоне. Он шикарно обращается с мячом, прекрасно читает игру при обороне и блестяще играет в пас. Пару ему составляет Томас Дилейни, играющий на чистой шестой позиции, чуждой для Кагавы. К тому же, не стоит забывать, что в прошлом сезоне конкурентами Синдзи были Гонсало Кастро, Махмуд Дауд и Юлиан Вайгль. Но после подписания Томаса Дилейни и Акселя Витселя - слишком сильных индивидуально центральных полузащитников - Синдзи по объективным причинам не может рассчитывать на место в этой линии. Как и все остальные, за исключением Махмуда Дауда, который периодически пользуется доверием Люсьена Фавра.
Остается вариант, при котором Синдзи Кагава будет лишь планом Б для Фавра в ситуациях, когда больше не на кого рассчитывать. Излюбленный и вполне справедливый аргумент болельщиков «Боруссии» - травмы. Давняя проблема, которая преследует Дортмунд много лет. Но разве достоин самурай, еще способный творить магию на поле, сидеть за спинами Брууна-Ларсена и Мариуса Вольфа? Сможет ли он вообще претендовать хотя бы на роль игрока ротации в будущем, когда Максимилиан Филипп и Кристиан Пулишич сидят на скамейке запасных? Вероятный отъезд американца никак не повлияет на будущее Кагавы в Дортмунде: уход Пулишича неизбежно повлечет за собой переход в «Боруссию» другого высококлассного игрока, соответствующего требованиям Люсьена Фавра и который априори будет иметь больше шансов на роль игрока основного состава.
Чтобы расти дальше, любящим сердцам порой нужно расстаться. Синдзи Кагаве нужно уйти из «Боруссии», и в первую очередь ради себя самого. Расставание неизбежно. Даже в нынешнем состоянии Синдзи - однозначное усиление для ряда серьезных клубов. И ему вовсе необязательно переходить в «Штутгарт», как того желает немецкая пресса. Синдзи Кагава - птица другого полета, ей далеко до выживания в Бундеслиге и игры рядом со стареющим Гомесом и Бадштубером. Просто ей с Дортмундом не по пути.