О Люсьене Фавре принято полагать, что в своей тренерской работе он одержим перфекционизмом и деталями, однако на самом деле Фавр просто очень любит футбол как игру. Недавно мы готовили для вас подробный материал о том, что ждет Дортмунд с приходом Фавра (Люсьен Фавр. Тренер, которому предстоит возвращать «Боруссии» былое великолепие). А сейчас мы представляем вам эксклюзивное интервью нового главного тренера Дортмунда. Журналисты немецкого издания Socrates встретились с Люсьеном Фавром и попросили французского специалиста рассказать о своем видении игры.
Люсьен, что вам больше всего нравится в футболе?
Сам мяч. Я очень люблю сам мяч. Как только я его вижу, во мне возникает желание с ним поиграть. Звучит странно, но вот даже сегодня во время тренировки я спешу взять мяч, как только я его вижу. Я люблю его набивать на ноге, жонглировать, меня так и тянет к футбольному мячу.
Что, на ваш взгляд, больше всего изменилось в игре за последние лет десять?
Не так много, как вам может показаться. Если рассуждать об игровых схемах, то изменилось лишь то, что схемы начали изменяться прямо во время игры. Теперь вы не можете всю игру придерживаться одной схемы. Вы начинаете игру по одной схеме, когда мяч у соперника, вы перестраиваетесь. В этом вся суть. Журналисты постоянно придумывают какие-то новые схемы, но на самом деле, все возможные схемы придумали и опробовали уже давно. Соответственно, уже нельзя придумать что-то новое.
Почему схемы стали так часто меняться во время матча по сравнению с прошлым?
На это есть несколько причин. Все больше игроков могут играть в разных позициях. Десять-пятнадцать лет назад каждый занимался своей работой, а теперь вингеры регулярно смещаются в центр поля, центральный полузащитник оказывается в центре обороны, фланговые защитники в атаке становятся чуть ли не крайними нападающими. Поэтому самое большое отличие современного футбола - это движение. Игра стала более интенсивной. Раньше, в прошлом веке, например, игрок мог пробежать за матч пять километров, сегодня игрок пробегает от 10 до 15 километров. Это неудивительно: чтобы победить соперника, необходимо движение, нужно играть быстро и целенаправленно вперед.
Тенденция в этом отношении продолжается? Ставка на движение возрастает?
Игра с каждым годом все более интенсивна. Например, раньше единичные команды вступали в отбор сразу после потери мяча на половине у соперника. Сейчас так играют почти все.
На что сейчас делают бОльший акцент в развитии футболиста: на тактическую грамотность или техническое мастерство?
По-разному. Для ускорения игры и принятия правильных решений необходим игровой интеллект. Для осуществления задуманного необходима техника. Поэтому, чтобы соответствовать современным требованиям игры, необходимы оба указанных вами качества. На мой взгляд, наибольший потенциал в развитии технических навыков футболиста. Как мне кажется, многие клубы уделяют этому недостаточно внимания. Например, не каждый игрок сможет сначала контролировать мяч на высокой скорости, а затем отдать точный диагональный пас через все поле. Но если ваш игрок способен такое провернуть, ваш соперник будет очень удивлен. Таким образом, один качественный с точки зрения техники пас заменит несколько лишних пасов и значительно ускорит игру. Мне очень нравится быстрый футбол, поэтому я считаю, что при всей важности тактического компонента, сегодня более перспективен технический уровень игроков. Поэтому, на мой взгляд, современный игрок должен быть двуногим.
То есть даже в современном футболе важен дриблинг?
Определенно. Наличие игроков, владеющим дриблингом, делает разницу между вашей командой и вашим соперником. Взгляните на Арьена Роббена или Франка Рибери, какие решения они принимают, когда оказываются в ситуации один-в-один или один-в-два. Такой тип игрока по-прежнему очень важен, иначе футбол станет скучной игрой. Играть в проходы и перепасовки неинтересно. Поэтому необходимо развивать в игроках дриблинг. Игрок, способный убрать одного-двух соперников за счет индивидуального мастерства, а затем войти в штрафную площадь, - цель любой команды. Для меня необходимо наличие в команде таких игроков, потому что они всегда могут изменить ситуацию в вашу пользу. Сделать результат посредством одним лишь перепасовок и передач практически невозможно.
А что насчет подготовки к оппоненту, игрового анализа? Вы считаете, что на результат больше влияет техническое качество игроков, а не научный подход?
Это не мое дело. Для меня важно, чтобы игра оставалась простой. Нельзя усложнять игру, иначе количество болельщиков будет уменьшаться. Только технический компонент гарантирует, что игра будет быстрее и интенсивнее, а значит, более привлекательной для болельщиков. Если технический уровень команды ограничен, будет очень тяжело удерживаться на топ-уровне. Я до сих пор вижу, как много игроков страдают от недостатка техники, сколько игроков с трудом обрабатывают мяч, как от как от дерева отлетает мяч, или как они бьют по воротам. Это странно прозвучит, но сегодня очень мало игроков, у которых хорошо развита техника.
При этом вы из тех, кто очень полагается на видеоанализ.
Конечно. Видеоанализ необходим, чтобы не пропустить какую-нибудь важную деталь. Главная задача при просмотре видео - проанализировать наш последний матч во всех деталях. Так можно узнать, в чем еще необходимо улучшить нашу игру. Затем идет анализ соперника: как он играет, каковы его сильные и слабые стороны, в чем его слабости. Даже если мы выиграем матч со счетом 5:0, это не означает, что игра была хорошей. Всегда есть что-то, что нужно улучшить.
Насколько в процессе игры важна роль тренера?
Важна, но не настолько, как работа тренера в течение недели до матча. Важно, какие упражнения выполняла команда, как готовилась к своему сопернику. Но день матча тоже важен: перед матчем необходимо придать команде мотивацию, затем важный момент - речь тренера в перерыве. Правда, во время самой игры тренерские советы тоже нельзя недооценивать. Возможность общаться с командой во время матча тоже важна, чтобы сделать верный ход в нужное время.
Что самое главное для тренера?
Самое главное - держать все под контролем. И отношения с игроками, и с коллегами, и с руководством клуба, и с медицинским отделом, и особенно со СМИ. Тренеру важно чувствовать, что он сам контролирует свою работу, и что он знает, как нужно работать с игроками, находящимися в его распоряжении. Человеческий аспект превыше всего.
Насколько важна импровизация в вашей работе?
Я бы сказал, что важнее интуиция. Импровизация - вещь сложная, я думаю, важнее планирование.
Знаете ли вы, сколько часов в день уделяете работе?
Не знаю. Потому что моя работа приносит мне удовольствие.
Вы бы согласились работать тренером национальной сборной? Или же вам нужна ежедневная работа в качестве клубного тренера?
Честно говоря, я никогда не задавал себе этот вопрос. Но кто знает, как сложится в будущем.
У вас никогда не создается ощущения, что игрокам могут наскучить ваши методики на тренировках?
Это также часть работы тренера, делать все, чтобы упражнения были разнообразными и имели под собой возможность проявления творчества. Это очень важный момент. Тренер должен и сам проявлять творческий подход. Как тренер, вы должны каждый день задавать себе вопрос, не скучно ли вам, чтобы не стоять на месте и развиваться. Иначе вам никогда не добиться успеха.
Может ли тренер через определенное время заскучать или устать от работы?
Может. Чтобы избежать этого, необходимо задавать себе вопрос: что я могу улучшить к завтрашнему дню? Я задаю этот вопрос ежедневно. Это одна из причин, по которым я добился успеха на высоком уровне, и по которым я наслаждаюсь своей работой. Вы должны развиваться и учиться везде, где это только можно. Я внимательно слежу за чемпионатами Франции, Германии, Англии, Португалии, Швейцарии и Италии. Тренер всегда может научиться чему-то новому. Всегда есть что-то, чего ты не знаешь в своей работе. Я всегда очень голоден до своей работы и всегда интересуюсь чем-то новым.
Как вы стали тренером?
Интерес к тренерской работе у меня появился еще в бытность игроком. В 1991-м году, когда мне исполнилось 34 года, я уже начал думать, что делать после окончания карьеры. Сначала я тренировал молодежные команды, и мне это понравилось. Эта работа многое мне дала и значительно повлияла на тренерскую карьеру. Затем я приступил к работе в команде Третьей Лиги. Когда вам 32-33 года, важно начать думать о будущем, и готовиться к нему. Если вы в качестве игрока целиком и полностью сконцентрированы на своей карьере, и даже не задумываетесь о будущем, вам в этом будущем будет сложно. Это совет для всех игроков.
Что скажете о Юлиане Нагельсманне? Он просто покорил Бундеслигу, став успешным тренером в 28 лет.
Я думаю, что это здорово. Люди, которые работают в «Хоффенхайме», поступили смело, сделав ставку на 28-летнего тренера без опыта работы. То, что делает Юлиан Нагельсманн, меня восхищает. Он привнес свежие идеи в Бундеслигу.
Нужно ли быть отличным игроком, чтобы стать отличным тренером?
Есть много обратных примеров. Арриго Сакки произвел революцию в футболе в «Милане», не имея большой карьеры игрока. Он изобрел систему 4-4-2 с высоким давлением на соперника. Есть много отличных тренеров, которые не прославились в качестве игроков. Понятно, что топ-игрок, ставший тренером, имеет несколько другое представление о футболе, но те, кто были игроками посредственными, не просто теоретики, они могут привнести новые идеи. Если бы они были не компетентны, они бы не смогли тренировать сегодня. И наоборот: сколько бывало случаев, когда топ-игрок проваливался на тренерском мосту? Нельзя заранее угадать, у какого игрока получится стать тренером, а у кого - нет. То, что сейчас в Германии очень много молодых тренеров, может положительно повлиять на мировой футбол в целом.
Есть ли у вас тренеры, на которых вы равняетесь или иногда просите консультации? Или же вы всегда самостоятельно принимаете решения?
Я всегда принимаю решения вместе с моей командой. У меня достаточно опыта, чтобы не руководствоваться чужими советами.
Какой тренер оказал на вас большое влияние, кто вдохновил вас?
Йохан Кройфф. Сначала как игрок, а затем как тренер «Барселоны». Также мне нравятся Арсен Венгер и Гристиан Гюркуфф. Мы хорошо общаемся. Когда я тренировал молодежные команды, в свободное время я практиковался у Венгера в его ранние годы работы в «Арсенале», у Раймона Гуталса (бельгийский футбольный тренер, который привёл «Марсель» к победе в финале Лиги чемпионов в 1993 году, став первым тренером, который выиграл этот трофей с французским клубом), у Оттмара Хитцфельда, когда он работал в Мюнхене, а также посещал тренировки «Барселоны» под руководством Йохана Кройффа. Я пробыл в Барселоне лишь две недели, но я никогда не забуду, как ловко тренировались его игроки. Также я восхищаюсь Теле Сантана (единственный тренер в истории бразильского футбола, побеждавший во всех четырёх ведущих чемпионатах штатов Бразилии).
Наверное, вы также цените и Пепа Гвардиолу.
Пеп является последователем стиля Йохана Кройффа. Гвардиола был стратегом полузащиты «Барселоны», он был невероятно умным игроком. Если у игрока высокий игровой интеллект, высоки шансы того, что он станет хорошим тренером. Мне вспоминается матч между «Баварией» и «Ювентусом» в феврале 2016-го года, когда итальянцы толком не могли получить мяч, так как мюнхенцы оказали на них чрезвычайно сильное давление. Как тренер Гвардиола один из лучших в мире.
Не переусердствовал ли он в своей установке на владении мячом?
Пеп, как и я, очень ценит владение мячом. Но мне не нравится владеть мячом ради владения. Недостаточно владеть мячом, нужно с ним двигаться, чтобы создать голевой момент. Я поклонник владения ради гола, а не ради владения.
Перевод с Socratesmagazin.de